Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса - Наличие средств обучения и воспитания

Содержание материала

Наличие средств обучения и воспитания

Образовательные области

Программы и технологии

Физическое развитие

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

Физическая культура

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2010

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010

Социально – коммуникативное развитие

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

М.В.Крулехт , Дошкольник и рукотворный мир.
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2008

Ребенок в семье и сообществе.

Гербова В. В. , Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, «Азбука общения»
Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева «Я, ты, мы»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
С.А.Насонкина «Уроки этикета», Спб, «Детство-Пресс», 2000

Формирование основ безопасности.

Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста», СПб, «Детство-Пресс», 2001
Л.Б.Баряева, Дети на дороге, СПб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2008

Познавательное развитие

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление социальным миром, патриотическое воспитание.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

- Колесникова Е.В. , Математические ступеньки. Математика для детей 3-7 лет.
- Метлина Л.С., Математика в детском саду
- Новикова В.П., «Математика в детском саду» ,Москва Мозайка-Синтез, 2009
- Мир, в котором я живу. Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова. Москва 2005.
- Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. Н.А. Рыжова, Москва 2002
- Воронкевич О.А.,    Добро пожаловать в экологию, СПб, «Детство-Пресс», 2001
- Соломенникова О.А.  Ознакомление с природой в детском саду Мозаика-Синтез  Москва 2019
- Чудесный город. Л.К.Ермолаева
- Дыбина О.В., Что было до…— М, 1999
- Дыбина О.В.  «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Мозаика-Синтез  Москва 2020
- Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Т.Д. Рихтерман.
- Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Тугушева Г.И., Чистякова А.Е., СПб-2013, «Детство-Пресс»
- Т.Н. Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.
- Помараева, Математика в д/с 6-7лет
- Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет»

Художественно-эстетическое развитие

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005
- Г.Н.Давыдова Пластилинография. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
- А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева, Аппликация в детском саду, Академия Развития, 2010 г.

Конструктивно-модельная деятельность.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Музыкальная деятельность.

- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. -М,: Мозаика-Синтеэ, 2005.
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
- Каплунова И., Новоскольцева И., Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, 2014
- Рыданова У.Е. "Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. ФГОС ДО", Сфера, 2019 г.

Речевое развитие

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».    

Чтение художественной литературы

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.  Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005

Коррекция

- Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство-Пресс», 2000 (2 года)
- Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи   
- Г.В Чиркина, Т.Б. Филичева  Программа воспитания и обучения детей с ОНР.
- Л.Б.Баряева Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб

Программа воспитания

Цель воспитания в ГБДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.

 

- Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
- Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.